Театр поэзии Аллы Демидовой


Мы сегодня снова вспомним Блока, театр и его Гамлета. Я напомню, в 1898 году в Боблове Блок играл Гамлета, Любовь Дмитриевна играла Офелию. И Гамлет, гамлетовская тема имеет очень большое значение в его ранних стихах, в Блоковской поэзии. Вообще, Блок работал над Гамлетом и читал на концертах монологи Гамлета. И Гамлет его теребил три года с 1898 года, он его не отпускал. Но начался другой век. И Блок это очень хорошо почувствовал. «Новый век, - писал позднее Блок, - сразу обнаружил свое лицо - новое и непохожее на лицо предыдущего года». Блок писал: «Уже январь 1901 года стоял под знаком совсем иным, чем декабрь 1900 года». Это Блок почувствовал, это не все почувствовали. И у Блока появились совершенно другие ритмы, но тема Гамлетовская осталась даже в поздних стихах... Например, в 1915 году, вроде бы к Гамлету прямого отношения не имеет, но это гамлетовская тема:

Пусть я и жил, не любя,
Пусть я и клятвы нарушу, -
Все ты волнуешь мне душу,
Где бы ни встретил тебя!
О, эти дальние руки!
В тусклое это житье
Очарованье свое
Вносишь ты, даже в разлуке!
И в одиноком моем

Доме,пустом и холодном

В сне,никогда не свободном,
Снится мне брошенный дом.
Старые снятся минуты,
Старые снятся года...
Видно, уж так навсегда
Думы тобою замкнуты!
Кто бы ни звал - не хочу
На суетливую нежность
Я променять безнадежность -
И, замыкаясь, молчу.

Это все вспоминая Гамлета, вспоминая Офелию, вспоминая начинающейся роман с Любовь Дмитриевной, вспоминая цикл прошедший «О Прекрасной Даме», все это 1912-1915 года.