Несколько слов из биографии...

Меня интересуют роль – тема, роль – сильный характер, роль – сильная личность. Никогда в жизни – ни в театре, ни в кино – не играла себя. Меня, настоящую, слава Богу, никто не знает».

Алла Демидова

Алла Демидова получила театральную премию «Золотая маска» за роль в постановке «Ахматова. Поэма без героя», «Гоголь-центр», Москва. 15 апреля 2018 г.


Почти миф, образ великой актрисы, неуловимая комета – так увидели Аллу Демидову французские театральные рецензенты. Недоступна, загадочна, замкнута, застегнута на все пуговицы, Зимняя Леди – это эпитеты уже от русских. Рассмотреть ее – настоящую – пытаются уже несколько десятилетий, понимая, что эта актриса из школы Больших профессионалов. Но сама Алла Демидова с осторожностью относится к слову Большой, тем более по отношению к себе. Для нее не важны звания, награды, а так же цифры – года:

«Вы спросите: какой сегодня год – не скажу. Я не отмечаю вехи по годам. Иногда то, что происходило 50 лет назад - происходило вчера, а то, что происходило вчера - вообще происходило в XVIII веке».

И тем не менее – о годах, поскольку они маркируют важные для Актрисы вехи, встречи, знаки, неслучайные случайности.

Алла Демидова родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Отец – Сергей Алексеевич Демидов - происходил из рода легендарных золотопромышленников Демидовых. Его судьбу решило роковое время: репрессирован, вышел на свободу, ушел добровольцем на фронт, погиб в 1944 году, при освобождении Варшавы. Войну девочка провела с бабушкой во Владимире. Мама – Александра Дмитриевна Харченко, младший научный сотрудник экономического факультета МГУ. С профессией Алла Демидова определилась на редкость рано.

Великойактрисой!

Вот так - в одно слово - пятилетняя девочка отвечала на обычный вопрос «кем хочешь быть?» Уже потом в своей книге она так объяснит свой выбор:

«Я застенчива. И заметила, что многие актеры патологически застенчивы в быту. Боятся общаться с внешним миром, с незнакомыми людьми. Может быть, я и мечтала стать актрисой, чтобы не быть самой собой? Я помню, как в первом классе учительница попросила принести фотографию моей мамы. Я отыскала старую открытку, на которой была изображена какая-то западная актриса в роскошном длинном платье XVIII века, и вклеила на место лица этой актрисы мамину фотографию…»

Мечты о театре застенчивая девочка начала превращать в реальность целеустремленно. Вначале драмкружок в детском саду, потом – школьный театр. Кружок вела Татьяна Щекин-Кротова, которая играла у самого Анатолия Эфроса – у него же в спектакле спустя десятилетия Демидова сыграет одну из своих лучших театральных ролей. Случайность? «Случайностей не существует. Просто для кого-то совпадения могут так и остаться не понятными», - уверена Алла Демидова. Дальше – снова совпадения, снова знаки будущего. «В соседней школе учился Тарковский; он был старше на два года, но я все равно его помню». Эта встреча тоже еще будет. Как и мужские роли – и в школе, где учились только девочки, и претенденток на мужские роли было немного, и позже - в театре новом, экспериментальном, в ролях, о которых думалось и размышлялось годами. Тогда же Алла Демидова попробовала заполнить словом – настоящим, живым – всю сцену - впервые прочитала она со сцены монолог Катерины из «Грозы» Островского и отрывок из «Анны Карениной» Толстого.

Несмотря на такие разнонаправленные искания, первая попытка осуществить детскую мечту - стать Великойактрисой – провалилась. «С такой дикцией в артистки не ходят!» - категорично сказали ей педагоги Щукинского училища, куда Алла Демидова пробовала поступить после окончания школы. В качестве альтернативы – экономический факультет МГУ, где студентка Демидова погрузилась в изучение логики мировой истории, анализ экономических процессов. Это тоже окажется полезным, даст повод Алле Демидовой гораздо позже объяснить свое отношение к окружающему:

«Я не очень отвлекаюсь на внешнюю жизнь. Я знаю, что вокруг происходит. Я все-таки политэкономией занималась».

И все же погружение в экономику не было полным и безоговорочным. Студенткой Алла Демидова стала актрисой театра МГУ. Вскоре руководить этой труппой пришел молодой Ролан Быков. В 1958 г. он поставил современную пьесу «Такая любовь», где Алла Демидова сыграла Лиду Петрусову - смотреть ее «пошла вся Москва». «Потаённое, сдержанное, маскируемое самоиронией страдание, которым актриса наделила этот образ, стало чертой многих её героинь», - напишут потом в биографии актрисы.

Продолжая играть в Студенческом театре, Демидова поступает в студию при Театре имени Ленкома, руководили которой М. Шатров и В. Ворошилов – через год ее отчисляют оттуда за «профнепригодность», зато – парадоксально - принимают со второй попытки в Щукинское училище. Алла Демидова учится на курсе Анны Орочко, окончательно простившись с экономикой и соискательством на ученую степень в МГУ. На первом курсе она участвовала в спектакле Вахтанговского театра «Гибель Богов», была занята и в «Принцессе Турандот». В Щукинском училище сыграла ещё в трёх спектаклях. «Далёкое», «Скандальное происшествие мистера Кеттла и миссис Мун», «Фризетт».

Наконец, 1963 год.

Поставить дипломный спектакль в Щукинском был приглашен Юрий Любимов. Это был тот самый - знаменитый, революционный, зарождающий новую эпоху «Добрый человек из Сезуана». У Аллы Демидовой была не главная роль – госпожи Янг, но не запомнить её было невозможно. В памяти, в сердце отпечатывался каждый жест, каждый поворот. Демидова уверена - артист открывается в молчании, в паузе, поэтому она всегда стремится найти воплощение характера через жест, через интонацию. О выразительности её движений, о безупречной пластике образа потом еще много будут говорить. Госпожа Янг тоже окажется для Демидовой той самой неслучайностью – в этой роли на 35-летии Таганки ее увидит американский режиссер Роберт Уилсон – и так начнется еще одна важная для актрисы история экспериментов и поисков.

А пока Алла Демидова стала одной из главных актрис бунтарской, звездной, культовой Таганки. Проработала в театре 30 лет. Вера в «Герое нашего времени», Гертруда в «Гамлете», Марина Мнишек в «Борисе Годунове». Это давно классика, ориентир, эталон, но наряду с такими ролями в её графике были и массовки, и пантомимы. Безусловно, эти годы наполнены наградами, признанием критиков, обожанием публики.. Согласно своему твердому убеждению, актриса была воском – правда, не всегда мягким, в руках Юрия Любимова: «Если режиссер не по сердцу, то у актера есть единственное право – право отказа». Но от родного театра Демидова откажется чуть позже. Пока же в ее жизнь приходят главные роли в театре, ждут ее интересные работы и в кино.

Кино

Первой значительной работой Демидовой в кино в 1966-м стала лента «Дневные звезды» Игоря Таланкина – тогда она сыграла поэтессу Ольгу Берггольц. После просмотра фильма на «Мосфильме», поэтесса-блокадница подарила Демидовой подсвечник со словами: «Пока свеча горит, - человек думает…» Для Таланкина Демидова стала талисманом, он снимал ее во многих картинах, но после этой картины и другие режиссеры необычный образ Демидовой заметили и отметили. В 1968-м вышло сразу шесть фильмов с её участием. Она снималась у лучших режиссеров эпохи – Ильи Авербаха, Ларисы Шепитько, Юлия Райзмана, Михаила Щвейцера, Андрея Тарковского, Киры Муратовой.

В 70-е мимо Демидовой не проходил ни один сценарий, заслуживающий внимания. Кино влюбилось в её необычный имидж, её эксцентричность, её потусторонность. Мария Спиридонова ("Шестое июля", 1968), Леся Украинка ("Иду к тебе", 1972), Аркадина ("Чайка", 1972), Лизавета Павловна ("Зеркало", 1974), Герцогиня Мальборо ("Стакан воды", 1979), Елена Протасова ("Дети солнца", 1985). Демидова снялась более чем в сорока фильмах, хотя было время, когда в комитете по кинематографии она значилась в черных списках, и ей не особенно разрешали играть главные роли. Но вспоминать о том, что было и прошло, не любит. «Наше дело – работать и думать, как жить дальше».

Театр

Работала и думала о будущем Алла Демидова в театре – театральная сцена оставалась для нее местом силы и ее слабостью. Одной из главных своих ролей она называет роль Раневской в легенде театра – спектакле «Вишневый сад».

В 1974-м году руководитель Таганки Юрий Любимов впервые надолго уехал в Италию, на постановку – и предложил другому мэтру – Анатолию Эфросу поставить любой спектакль, на свое усмотрение. Эфрос предпочел «Вишневый сад». Режиссер предложил артистам существование на эмоциональном пределе, обостряя все состояния и отношения.

Даже авторские ремарки режиссер читал наоборот: там, где Чехов писал, что Раневская «тихо плачет», Демидова, игравшая ее, кричала навзрыд.

В «Вишневом саде» Эфроса действие происходило меж серых могильных плит и белых деревьев. Все векторы спектакля соединялись в фигуре Раневской. И в том, как играла Демидова, не было и тени привычной растерянности и сентиментальности. Она была воплощением уходящей культурной эпохи. Дух модерна, самоирония вместо слезливой инфантильности. Демидова открыла этот образ совершенно другим ключом:

«Раневскую всегда играли такой лирической русской барыней, элегически. Я шла от другого — от того, что она живет в Париже на пятом этаже, в квартире, где курят, от того что брат её Гаев говорит, что она порочна».

Аристократичные манеры и гротеск, изломанность и внутренняя цельность. Критики скажут: «Раневская была ближе к Тулуз-Лотреку, чем к Борисову-Мусатову».

По собственному определению Демидовой «хороший актер - это соединение ума и нервного состояния души». Сталкивая в Раневской трагичность и эксцентрику, она зажгла какой-то новый свет. Стало ясно: Алла Демидова это уже целый театр.

В спектакле "Крик" Алла Демидова играла со своим постоянным партнером – Владимиром Высоцким. Их дуэт - знак новой театральной истории. Они, возможно, первыми почувствовали, что массовые сцены и театр большого жеста сменят камерные постановки, исследующие внутреннего человека, микрокосмос.

Специально для них была переведена пьеса Теннеси Уильямса «Крик». Сочинение для двух виртуозов - за эту форму Демидова и Высоцкий на отечественной сцене взялись одни из первых. Высоцкий выступал и как режиссер, но в него мало кто верил. На рабочий внутренний показ спектакля коллеги не пришли. Кроме того, Высоцкий тогда уже был болен – Демидова даже придумала метафору: нельзя руками остановить взлетающий самолет, даже если знаешь, что он разобьется. Он разбился в 1980. Так совпало, что это стало и началом конца всего театра.

80-е – «время безвременья»

Раздел Театра на Таганке, потеря тех постановок, где Демидова играла главные роли (среди них - «Три сестры», «Доктор Живаго», последняя работа с Любимовым - «Электра»), смута. Но было посреди всего этого и яркое воспоминание – работа с Романом Виктюком над спектаклем «Федра» Марины Цветаевой. Актриса и режиссер искали театральный язык, который объединил бы пластику и поэзию. Демидова подошла к этой работе как к большому исследованию:

«В русском театре в ХХ веке трагедию играли или как драму, разрабатывая характеры и психологию, или как оперу — с хором, в богатых старинных костюмах». Им это не подходило.

В «Федре» Виктюк и Демидова представили синтетическую эстетику. Актриса предстала и Федрой, и Цветаевой, и творением, и творцом. Высокая трагедия, миф о поэте, пронзительность мотивов серебряного века и лаконичная архаика в сценографии. Кажется, была, наконец, найдена форма современной трагедии, поисками которой занимался весь 20 век.

Демидова «поняла изнутри, что у трагедии древних свои законы». Сейчас в театре играют по горизонтали - я, партнер и зал. Древние греки играли по вертикали. Спектакли начинались с восходом Солнца, самые важные диалоги произносились, когда оно в зените, а после заката умирали и герои. За это время публика приходила и уходила, так что актеры не могли зависеть от зрителя. Актеры обращались не к залу - а напрямую к Богу. Тогда игра на сцене становилась молитвой, театр – храмом.

Погружение в античную трагедию открыло для Демидовой первостепенную важность актерской техники – той техники, которую актер должен разработать для себя сам.

В противном случае, открывая эмоции греческих трагедий ключом психологического театра, актер может заболеть. Либо получится вампука. Идеей новой актерской техники Алла Демидова увлеклась еще до античной трагедии, в 70-е, на Таганке. В театр даже приходили ученые, специальными приборами замеряли психическую энергию актера во время игры.

Оказалось, что когда играешь собственные чувства, в конце спектакля энергия находится на нуле. Тогда Алла Демидова пришла к выводу: нужно играть не чувства, а образ. «Если играешь образ, опираешься на технику, в конце ты полон сил. Тогда я решила сама разрабатывать упражнения по выявлению своей психической энергии». В системе Демидовой есть много разных упражнений – на дыхание, на пластику и на выявление психической энергии – но это, скорее, внутренние вещи: в двух словах, да даже и за два часа, о них не расскажешь.

Хотя Алла Демидова и пробует это делать – в Летней киноакадемии Никиты Михалкова, где дает мастер-классы, на фестивале «Территория», в Щукинском училище.

Но вернемся к античности.

В 90-е это искусство Демидову захватило, заворожило. В стране - разруха, в отечественной культуре - кризис, а Демидова создает «Театр А» - и выкупает свою «Федру». Спектакль отправился на фестиваль авангардных театров в Квебеке - там Демидова познакомилась с греческим режиссёром Теодоросом Терзопулосом. Этот творческий союз откроет для неё новое измерение. Тот редкий случай, когда «творчество возникает не на словесном, а на энергетическом уровне, на единомыслии».

Демидова играет по-русски, Терзопулос языка не знает, поэтому ставит так, что вербальное уходит на второй план и спектакли понятны зрителю в любой стране. Это дословесный театр, когда важны интонация, жест, пауза, сам человек. Прорыв к архетипу, к первомифу, пратексту. Путешествие назад во времени - от культуры к культу. Так поставлены «Квартет» Х. Мюллера (1993), «Медея» Еврипда - Х. Мюллера (1996), «Гамлет-урок» по Шекспиру (2001).

«Гамлет» в жизни Аллы Демидовой возникает не в первый раз. Когда-то сыграла датского принца в драмкружке, пыталась работать над «Гамлетом» с Н. Охлопковым в Театре им. Маяковского. В конце 90-х предлагал поставить все того же «Гамлета» и американец Роберт Уилсон, получив взамен встречное предложение Демидовой – поработать над «Записками сумасшедшего» Гоголя. Она удивила Уилсона, предложив ему сыграть памятник Гоголю – тот, который сидит во дворе дома на Никитском бульваре. Как это было заманчиво – сыграть разные проявления человеческого сумасшествия, и как потом Алла Демидова жалела о том, что эта идея так и осталась существовать лишь на уровне идеи!

Но «Гамлета» она все же сделала – с греком Терзопулосом. Это был «Гамлет-урок» - русская актриса дает мастер-класс двум молодым греческим исполнителям. Так начинается игра, которая ее затягивает – и она уже не может вернуться в реальность. В этой постановке Демидова одновременно в двух ипостасях: она актриса - и педагог; наэлектризованная экзистенциальность - и элегантная методологичность; надрыв, который становится осязаемым, - и строгий внешний образ учительницы. Женщина, которая произносит монологи главного героя, не стремясь при этом сыграть мужчину.

Для Демидовой главный вопрос в «Гамлете»: как меняется сознание после встречи с иррациональным миром, с Призраком? Он становится философом, который в себе соединяет абсолютное знание действительности с потусторонним, таинственным. Это соприкосновение с другим миром меняет сознание и восприятие, ощущения.

Сотрудничество Аллы Демидовой с Терзопулосом продолжилось и совсем недавно – в шокировавших многих проекте «трех греков» (Терзопулос, Курентзис и Куннелис) – то ли опере, то ли перформансе композитора Д. Курляндского «Носферату». Летом 2014 г. в Пермском театре оперы и балета прошла его премьера, а уже весной следующего года он был показан на фестивале «Золотая маска».В этом спектакле Алла Демидова – Корифей, она артикулирует свой текст. И, кажется, получает удовольствие от этой полифоничной партитуры и своей партии в ней.

Терзопулос, конечно, предложил Алле Демидовой беспроигрышную партию. Читать со сцены, стоя у пюпитра – это стало для актрисы новой реальностью, в какой-то момент единственно возможной, без соглашательства и нахождения компромиссов с собой формой существования на сцене. Начиная с 80-х, в концертах, с телеэкрана, по радио она читала литературу - и стихи, и прозу. Смысловые преломления, мерцания образов, поэтичность, трагедия, ирония - все сразу, все во всем. Её исполнение «Реквиема» Ахматовой с оркестром Владимира Спивакова стало фактически первой «устной публикацией» поэмы, которую советская цензура пыталась похоронить. В чтении Демидова смогла выразить сокровенную глубину хрестоматийных Пушкинских текстов. В интервью объясняет, в случае с Пушкиным невозможно передавать отдельный образ, через каждую строку нужно раскрывать всего Пушкина, самого Пушкина:

«Легче передать душевные качества людей. Мысль, образ — труднее, духовные качества — очень трудно».

Сценическое решение её поэтических программ принадлежит знаменитому итальянскому режиссеру Джорджио Стрелеру. Он установил пюпитр - поэтические тексты Алла Демидова читает как ноты. Актриса объясняет, в этом как минимум два смысловых слоя:

«Играя роль на сцене, актер её «присваивает», перевоплощается в персонаж. Но когда он читает с эстрады, он читает чужой, авторский текст… С тех пор я, прекрасно зная наизусть то, что читаю, всегда ставлю перед собой пюпитр и тетрадь, как это делают на Западе».

Кроме того пюпитр - это отчетливая музыкальная ассоциация. Свои программы Демидова строит как симфонию, в них внутренняя драматургия, сочетание ритмов, контрапункт. Многие критики убеждены, что именно в чтении литературных текстов дарование Демидовой раскрылось во всю мощь. Будто стоя перед зеркалом, то отражаясь, то исчезая, она создает моноспектакли, в которых она то автор, то лирический герой, то созерцатель, то собственный собеседник. Аллу Демидову интересует поэзия разностилевая, разновременная: А. Пушкин (сценарист и драматург Владимир Валуцкий, муж Аллы Демидовой, ушедший из жизни весной 2015 г., назвал запись на радио «Барышни-крестьянки» лучшим, что сделала Демидова), А. Фет, Ф. Тютчев, А. Блок, А. Ахматова, из современных – О. Чухонцев, Б. Рыжий, Г. Айги, О. Седакова. Студентам на мастер-классах она предлагает прочитать что-то из того, что она не знает. Как правило, такого не бывает. А молодых учит:

«В первую очередь, нужно говорить о голосе, даже не о манере исполнения стихов, потому что исполнять можно по-разному. Если вы будете играть поэта, то, соответственно, вы будете читать, как поэт, делая акцент скорее на рифму, чем на ритм. Актеры почему-то часто делают акцент на эмоциях – это большая ошибка. Что запоминается от актера? Интонации и жесты…»

Демидова оказалась по ту сторону текста и в прямом смысле.

Вопреки всем доводам, аргументам и опасениям актрисы - появились её книги.

«Важно найти тон, как и в актерской профессии. Я не очень нашла свою интонацию. Мои внутренние монологи происходят в той области, где нужны другие мозги и другой язык, а для бумаги у меня не хватает ни мозгов, ни языка, ни средств выражения, а просто рассказывать байки – это не мое. Тем не менее я согласилась».

Дебютировала Алла Демидова в 1980-м году с книгой «Вторая реальность». А в 1989-м написала о Высоцком, это было первое большое издание об этом артисте. Ведь когда-то не могли даже выпустить некролог в газете. Демидова впервые прервала это молчание. «Высоцкий. Каким помню и люблю» - так называется книга. Письменным словом она передает сценическую интонацию, многослойность мышления актера. Это прочувствованный, осмысленный, высказанный спектакль. Всего Алла Демидова создала восемь сочинений, и это отдельный род литературы. Она проводит собственные филологические изыскания.

Разгадывая «Поэму без героя» А. Ахматовой, буквально по крупицам вылавливала и переводила информацию, добытую на международных ахматовских симпозиумах, собирала воспоминания, письма.

В 2010 г. Алла Демидова была одним из основных слушателей Чеховского симпозиума. Литературный, аналитический дар, годами сформированная и редкая сейчас привычка думать, думать не так, как привычно, а иначе, выявить, рассмотреть-разгадать и предъявить зрителю, читателю, слушателю то, что волнует. Сама Алла Сергеевна уверена – это не дар. Это судьба, обязанность. Обязанность – быть Актрисой. Но она не может быть такой как все. Хотя бы просто потому, что это - не про нее – то, что она считает верным и точным определением своей профессии:

«У Василия Васильевича Розанова есть интересная запись: как-то раз он восхитился игрой одной актрисы, вошел к ней в гримерную и увидел, что там – Пустота. Этот философский образ очень точен».

Но в любом философски-точном правиле существуют свои исключения. Алла Демидова, которая не стремится никому понравиться – ни на сцене, ни в жизни. Дорожит своим правом выбора. Старается не идти ни на какие компромиссы с собой. И готова за это расплачиваться частым и осознанным одиночеством:

«Актера нельзя спрашивать, какой он человек. Актер не знает, какой он человек. Он выявляется только в ролях. Актер – это оболочка. Другое дело, что внутри должен быть стержень… Я принимаю правила игры, предложенные мне людьми и миром, как хамелеон, потому и живу в скиту. Чтобы особенно не хамелеонничать»…

Авторские книги:

  1. А.С. Демидова "Вторая реальность". М., 1980.
  2. А.С.Демидова "А скажите, Иннокентий Михайлович…" М., 1988.
  3. А.С.Демидова. "Бегущая строка памяти". М., 2000.
  4. А.С.Демидова. "В глубине зеркал". М, 2008.
  5. А.С.Демидова. "Ахматовские зеркала". М., 2010.
  6. А.С.Демидова. "Письма к Тому". М., 2010.
  7. А.С.Демидова . "Владимир Высоцкий. Каким помню и люблю". М., 2012.
  8. А.С.Демидова. "Зеркальный лабиринт". М., 2013.
  9. А.С.Демидова. "Ностальгия - это память". М., 2016.
  10. А.С.Демидова. "Всему на этом свете бывает конец...". М., 2018.

Награды: