Несколько слов из биографии...
Меня интересуют роль – тема, роль – сильный характер, роль – сильная личность. Никогда в жизни – ни в театре, ни в кино – не играла себя. Меня, настоящую, слава Богу, никто не знает».
Алла Демидова получила театральную премию «Золотая маска» за роль в постановке «Ахматова. Поэма без героя», «Гоголь-центр», Москва. 15 апреля 2018 г.
Почти миф, образ великой актрисы, неуловимая комета – так увидели Аллу Демидову французские театральные рецензенты. Недоступна, загадочна, замкнута, застегнута на все пуговицы, Зимняя Леди – это эпитеты уже от русских. Рассмотреть ее – настоящую – пытаются уже несколько десятилетий, понимая, что эта актриса из школы Больших профессионалов. Но сама Алла Демидова с осторожностью относится к слову Большой, тем более по отношению к себе. Для нее не важны звания, награды, а так же цифры – года:
«Вы спросите: какой сегодня год – не скажу. Я не отмечаю вехи по годам. Иногда то, что происходило 50 лет назад - происходило вчера, а то, что происходило вчера - вообще происходило в XVIII веке».
И тем не менее – о годах, поскольку они маркируют важные для Актрисы вехи, встречи, знаки, неслучайные случайности.
Алла Демидова родилась 29 сентября 1936 года в Москве. Отец – Сергей Алексеевич Демидов - происходил из рода легендарных золотопромышленников Демидовых. Его судьбу решило роковое время: репрессирован, вышел на свободу, ушел добровольцем на фронт, погиб в 1944 году, при освобождении Варшавы. Войну девочка провела с бабушкой во Владимире. Мама – Александра Дмитриевна Харченко, младший научный сотрудник экономического факультета МГУ. С профессией Алла Демидова определилась на редкость рано.
Великойактрисой!
Вот так - в одно слово - пятилетняя девочка отвечала на обычный вопрос «кем хочешь быть?» Уже потом в своей книге она так объяснит свой выбор:
«Я застенчива. И заметила, что многие актеры патологически застенчивы в быту. Боятся общаться с внешним миром, с незнакомыми людьми. Может быть, я и мечтала стать актрисой, чтобы не быть самой собой? Я помню, как в первом классе учительница попросила принести фотографию моей мамы. Я отыскала старую открытку, на которой была изображена какая-то западная актриса в роскошном длинном платье XVIII века, и вклеила на место лица этой актрисы мамину фотографию…»
Мечты о театре застенчивая девочка начала превращать в реальность целеустремленно. Вначале драмкружок в детском саду, потом – школьный театр. Кружок вела Татьяна Щекин-Кротова, которая играла у самого Анатолия Эфроса – у него же в спектакле спустя десятилетия Демидова сыграет одну из своих лучших театральных ролей. Случайность? «Случайностей не существует. Просто для кого-то совпадения могут так и остаться не понятными», - уверена Алла Демидова. Дальше – снова совпадения, снова знаки будущего. «В соседней школе учился Тарковский; он был старше на два года, но я все равно его помню». Эта встреча тоже еще будет. Как и мужские роли – и в школе, где учились только девочки, и претенденток на мужские роли было немного, и позже - в театре новом, экспериментальном, в ролях, о которых думалось и размышлялось годами. Тогда же Алла Демидова попробовала заполнить словом – настоящим, живым – всю сцену - впервые прочитала она со сцены монолог Катерины из «Грозы» Островского и отрывок из «Анны Карениной» Толстого.
Несмотря на такие разнонаправленные искания, первая попытка осуществить детскую мечту - стать Великойактрисой – провалилась. «С такой дикцией в артистки не ходят!» - категорично сказали ей педагоги Щукинского училища, куда Алла Демидова пробовала поступить после окончания школы. В качестве альтернативы – экономический факультет МГУ, где студентка Демидова погрузилась в изучение логики мировой истории, анализ экономических процессов. Это тоже окажется полезным, даст повод Алле Демидовой гораздо позже объяснить свое отношение к окружающему:
«Я не очень отвлекаюсь на внешнюю жизнь. Я знаю, что вокруг происходит. Я все-таки политэкономией занималась».
И все же погружение в экономику не было полным и безоговорочным. Студенткой Алла Демидова стала актрисой театра МГУ. Вскоре руководить этой труппой пришел молодой Ролан Быков. В 1958 г. он поставил современную пьесу «Такая любовь», где Алла Демидова сыграла Лиду Петрусову - смотреть ее «пошла вся Москва». «Потаённое, сдержанное, маскируемое самоиронией страдание, которым актриса наделила этот образ, стало чертой многих её героинь», - напишут потом в биографии актрисы.
Продолжая играть в Студенческом театре, Демидова поступает в студию при Театре имени Ленкома, руководили которой М. Шатров и В. Ворошилов – через год ее отчисляют оттуда за «профнепригодность», зато – парадоксально - принимают со второй попытки в Щукинское училище. Алла Демидова учится на курсе Анны Орочко, окончательно простившись с экономикой и соискательством на ученую степень в МГУ. На первом курсе она участвовала в спектакле Вахтанговского театра «Гибель Богов», была занята и в «Принцессе Турандот». В Щукинском училище сыграла ещё в трёх спектаклях. «Далёкое», «Скандальное происшествие мистера Кеттла и миссис Мун», «Фризетт».
Наконец, 1963 год.
Поставить дипломный спектакль в Щукинском был приглашен Юрий Любимов. Это был тот самый - знаменитый, революционный, зарождающий новую эпоху «Добрый человек из Сезуана». У Аллы Демидовой была не главная роль – госпожи Янг, но не запомнить её было невозможно. В памяти, в сердце отпечатывался каждый жест, каждый поворот. Демидова уверена - артист открывается в молчании, в паузе, поэтому она всегда стремится найти воплощение характера через жест, через интонацию. О выразительности её движений, о безупречной пластике образа потом еще много будут говорить. Госпожа Янг тоже окажется для Демидовой той самой неслучайностью – в этой роли на 35-летии Таганки ее увидит американский режиссер Роберт Уилсон – и так начнется еще одна важная для актрисы история экспериментов и поисков.
А пока Алла Демидова стала одной из главных актрис бунтарской, звездной, культовой Таганки. Проработала в театре 30 лет. Вера в «Герое нашего времени», Гертруда в «Гамлете», Марина Мнишек в «Борисе Годунове». Это давно классика, ориентир, эталон, но наряду с такими ролями в её графике были и массовки, и пантомимы. Безусловно, эти годы наполнены наградами, признанием критиков, обожанием публики.. Согласно своему твердому убеждению, актриса была воском – правда, не всегда мягким, в руках Юрия Любимова: «Если режиссер не по сердцу, то у актера есть единственное право – право отказа». Но от родного театра Демидова откажется чуть позже. Пока же в ее жизнь приходят главные роли в театре, ждут ее интересные работы и в кино.
Кино
Первой значительной работой Демидовой в кино в 1966-м стала лента «Дневные звезды» Игоря Таланкина – тогда она сыграла поэтессу Ольгу Берггольц. После просмотра фильма на «Мосфильме», поэтесса-блокадница подарила Демидовой подсвечник со словами: «Пока свеча горит, - человек думает…» Для Таланкина Демидова стала талисманом, он снимал ее во многих картинах, но после этой картины и другие режиссеры необычный образ Демидовой заметили и отметили. В 1968-м вышло сразу шесть фильмов с её участием. Она снималась у лучших режиссеров эпохи – Ильи Авербаха, Ларисы Шепитько, Юлия Райзмана, Михаила Щвейцера, Андрея Тарковского, Киры Муратовой.
В 70-е мимо Демидовой не проходил ни один сценарий, заслуживающий внимания. Кино влюбилось в её необычный имидж, её эксцентричность, её потусторонность. Мария Спиридонова ("Шестое июля", 1968), Леся Украинка ("Иду к тебе", 1972), Аркадина ("Чайка", 1972), Лизавета Павловна ("Зеркало", 1974), Герцогиня Мальборо ("Стакан воды", 1979), Елена Протасова ("Дети солнца", 1985). Демидова снялась более чем в сорока фильмах, хотя было время, когда в комитете по кинематографии она значилась в черных списках, и ей не особенно разрешали играть главные роли. Но вспоминать о том, что было и прошло, не любит. «Наше дело – работать и думать, как жить дальше».
Театр
Работала и думала о будущем Алла Демидова в театре – театральная сцена оставалась для нее местом силы и ее слабостью. Одной из главных своих ролей она называет роль Раневской в легенде театра – спектакле «Вишневый сад».
В 1974-м году руководитель Таганки Юрий Любимов впервые надолго уехал в Италию, на постановку – и предложил другому мэтру – Анатолию Эфросу поставить любой спектакль, на свое усмотрение. Эфрос предпочел «Вишневый сад». Режиссер предложил артистам существование на эмоциональном пределе, обостряя все состояния и отношения.
Даже авторские ремарки режиссер читал наоборот: там, где Чехов писал, что Раневская «тихо плачет», Демидова, игравшая ее, кричала навзрыд.
В «Вишневом саде» Эфроса действие происходило меж серых могильных плит и белых деревьев. Все векторы спектакля соединялись в фигуре Раневской. И в том, как играла Демидова, не было и тени привычной растерянности и сентиментальности. Она была воплощением уходящей культурной эпохи. Дух модерна, самоирония вместо слезливой инфантильности. Демидова открыла этот образ совершенно другим ключом:
«Раневскую всегда играли такой лирической русской барыней, элегически. Я шла от другого — от того, что она живет в Париже на пятом этаже, в квартире, где курят, от того что брат её Гаев говорит, что она порочна».
Аристократичные манеры и гротеск, изломанность и внутренняя цельность. Критики скажут: «Раневская была ближе к Тулуз-Лотреку, чем к Борисову-Мусатову».
По собственному определению Демидовой «хороший актер - это соединение ума и нервного состояния души». Сталкивая в Раневской трагичность и эксцентрику, она зажгла какой-то новый свет. Стало ясно: Алла Демидова это уже целый театр.
В спектакле "Крик" Алла Демидова играла со своим постоянным партнером – Владимиром Высоцким. Их дуэт - знак новой театральной истории. Они, возможно, первыми почувствовали, что массовые сцены и театр большого жеста сменят камерные постановки, исследующие внутреннего человека, микрокосмос.
Специально для них была переведена пьеса Теннеси Уильямса «Крик». Сочинение для двух виртуозов - за эту форму Демидова и Высоцкий на отечественной сцене взялись одни из первых. Высоцкий выступал и как режиссер, но в него мало кто верил. На рабочий внутренний показ спектакля коллеги не пришли. Кроме того, Высоцкий тогда уже был болен – Демидова даже придумала метафору: нельзя руками остановить взлетающий самолет, даже если знаешь, что он разобьется. Он разбился в 1980. Так совпало, что это стало и началом конца всего театра.
80-е – «время безвременья»
Раздел Театра на Таганке, потеря тех постановок, где Демидова играла главные роли (среди них - «Три сестры», «Доктор Живаго», последняя работа с Любимовым - «Электра»), смута. Но было посреди всего этого и яркое воспоминание – работа с Романом Виктюком над спектаклем «Федра» Марины Цветаевой. Актриса и режиссер искали театральный язык, который объединил бы пластику и поэзию. Демидова подошла к этой работе как к большому исследованию:
«В русском театре в ХХ веке трагедию играли или как драму, разрабатывая характеры и психологию, или как оперу — с хором, в богатых старинных костюмах». Им это не подходило.
В «Федре» Виктюк и Демидова представили синтетическую эстетику. Актриса предстала и Федрой, и Цветаевой, и творением, и творцом. Высокая трагедия, миф о поэте, пронзительность мотивов серебряного века и лаконичная архаика в сценографии. Кажется, была, наконец, найдена форма современной трагедии, поисками которой занимался весь 20 век.
Демидова «поняла изнутри, что у трагедии древних свои законы». Сейчас в театре играют по горизонтали - я, партнер и зал. Древние греки играли по вертикали. Спектакли начинались с восходом Солнца, самые важные диалоги произносились, когда оно в зените, а после заката умирали и герои. За это время публика приходила и уходила, так что актеры не могли зависеть от зрителя. Актеры обращались не к залу - а напрямую к Богу. Тогда игра на сцене становилась молитвой, театр – храмом.
Погружение в античную трагедию открыло для Демидовой первостепенную важность актерской техники – той техники, которую актер должен разработать для себя сам.
В противном случае, открывая эмоции греческих трагедий ключом психологического театра, актер может заболеть. Либо получится вампука. Идеей новой актерской техники Алла Демидова увлеклась еще до античной трагедии, в 70-е, на Таганке. В театр даже приходили ученые, специальными приборами замеряли психическую энергию актера во время игры.
Оказалось, что когда играешь собственные чувства, в конце спектакля энергия находится на нуле. Тогда Алла Демидова пришла к выводу: нужно играть не чувства, а образ. «Если играешь образ, опираешься на технику, в конце ты полон сил. Тогда я решила сама разрабатывать упражнения по выявлению своей психической энергии». В системе Демидовой есть много разных упражнений – на дыхание, на пластику и на выявление психической энергии – но это, скорее, внутренние вещи: в двух словах, да даже и за два часа, о них не расскажешь.
Хотя Алла Демидова и пробует это делать – в Летней киноакадемии Никиты Михалкова, где дает мастер-классы, на фестивале «Территория», в Щукинском училище.
Но вернемся к античности.
В 90-е это искусство Демидову захватило, заворожило. В стране - разруха, в отечественной культуре - кризис, а Демидова создает «Театр А» - и выкупает свою «Федру». Спектакль отправился на фестиваль авангардных театров в Квебеке - там Демидова познакомилась с греческим режиссёром Теодоросом Терзопулосом. Этот творческий союз откроет для неё новое измерение. Тот редкий случай, когда «творчество возникает не на словесном, а на энергетическом уровне, на единомыслии».
Демидова играет по-русски, Терзопулос языка не знает, поэтому ставит так, что вербальное уходит на второй план и спектакли понятны зрителю в любой стране. Это дословесный театр, когда важны интонация, жест, пауза, сам человек. Прорыв к архетипу, к первомифу, пратексту. Путешествие назад во времени - от культуры к культу. Так поставлены «Квартет» Х. Мюллера (1993), «Медея» Еврипда - Х. Мюллера (1996), «Гамлет-урок» по Шекспиру (2001).
«Гамлет» в жизни Аллы Демидовой возникает не в первый раз. Когда-то сыграла датского принца в драмкружке, пыталась работать над «Гамлетом» с Н. Охлопковым в Театре им. Маяковского. В конце 90-х предлагал поставить все того же «Гамлета» и американец Роберт Уилсон, получив взамен встречное предложение Демидовой – поработать над «Записками сумасшедшего» Гоголя. Она удивила Уилсона, предложив ему сыграть памятник Гоголю – тот, который сидит во дворе дома на Никитском бульваре. Как это было заманчиво – сыграть разные проявления человеческого сумасшествия, и как потом Алла Демидова жалела о том, что эта идея так и осталась существовать лишь на уровне идеи!
Но «Гамлета» она все же сделала – с греком Терзопулосом. Это был «Гамлет-урок» - русская актриса дает мастер-класс двум молодым греческим исполнителям. Так начинается игра, которая ее затягивает – и она уже не может вернуться в реальность. В этой постановке Демидова одновременно в двух ипостасях: она актриса - и педагог; наэлектризованная экзистенциальность - и элегантная методологичность; надрыв, который становится осязаемым, - и строгий внешний образ учительницы. Женщина, которая произносит монологи главного героя, не стремясь при этом сыграть мужчину.
Для Демидовой главный вопрос в «Гамлете»: как меняется сознание после встречи с иррациональным миром, с Призраком? Он становится философом, который в себе соединяет абсолютное знание действительности с потусторонним, таинственным. Это соприкосновение с другим миром меняет сознание и восприятие, ощущения.
Сотрудничество Аллы Демидовой с Терзопулосом продолжилось и совсем недавно – в шокировавших многих проекте «трех греков» (Терзопулос, Курентзис и Куннелис) – то ли опере, то ли перформансе композитора Д. Курляндского «Носферату». Летом 2014 г. в Пермском театре оперы и балета прошла его премьера, а уже весной следующего года он был показан на фестивале «Золотая маска».В этом спектакле Алла Демидова – Корифей, она артикулирует свой текст. И, кажется, получает удовольствие от этой полифоничной партитуры и своей партии в ней.
Терзопулос, конечно, предложил Алле Демидовой беспроигрышную партию. Читать со сцены, стоя у пюпитра – это стало для актрисы новой реальностью, в какой-то момент единственно возможной, без соглашательства и нахождения компромиссов с собой формой существования на сцене. Начиная с 80-х, в концертах, с телеэкрана, по радио она читала литературу - и стихи, и прозу. Смысловые преломления, мерцания образов, поэтичность, трагедия, ирония - все сразу, все во всем. Её исполнение «Реквиема» Ахматовой с оркестром Владимира Спивакова стало фактически первой «устной публикацией» поэмы, которую советская цензура пыталась похоронить. В чтении Демидова смогла выразить сокровенную глубину хрестоматийных Пушкинских текстов. В интервью объясняет, в случае с Пушкиным невозможно передавать отдельный образ, через каждую строку нужно раскрывать всего Пушкина, самого Пушкина:
«Легче передать душевные качества людей. Мысль, образ — труднее, духовные качества — очень трудно».
Сценическое решение её поэтических программ принадлежит знаменитому итальянскому режиссеру Джорджио Стрелеру. Он установил пюпитр - поэтические тексты Алла Демидова читает как ноты. Актриса объясняет, в этом как минимум два смысловых слоя:
«Играя роль на сцене, актер её «присваивает», перевоплощается в персонаж. Но когда он читает с эстрады, он читает чужой, авторский текст… С тех пор я, прекрасно зная наизусть то, что читаю, всегда ставлю перед собой пюпитр и тетрадь, как это делают на Западе».
Кроме того пюпитр - это отчетливая музыкальная ассоциация. Свои программы Демидова строит как симфонию, в них внутренняя драматургия, сочетание ритмов, контрапункт. Многие критики убеждены, что именно в чтении литературных текстов дарование Демидовой раскрылось во всю мощь. Будто стоя перед зеркалом, то отражаясь, то исчезая, она создает моноспектакли, в которых она то автор, то лирический герой, то созерцатель, то собственный собеседник. Аллу Демидову интересует поэзия разностилевая, разновременная: А. Пушкин (сценарист и драматург Владимир Валуцкий, муж Аллы Демидовой, ушедший из жизни весной 2015 г., назвал запись на радио «Барышни-крестьянки» лучшим, что сделала Демидова), А. Фет, Ф. Тютчев, А. Блок, А. Ахматова, из современных – О. Чухонцев, Б. Рыжий, Г. Айги, О. Седакова. Студентам на мастер-классах она предлагает прочитать что-то из того, что она не знает. Как правило, такого не бывает. А молодых учит:
«В первую очередь, нужно говорить о голосе, даже не о манере исполнения стихов, потому что исполнять можно по-разному. Если вы будете играть поэта, то, соответственно, вы будете читать, как поэт, делая акцент скорее на рифму, чем на ритм. Актеры почему-то часто делают акцент на эмоциях – это большая ошибка. Что запоминается от актера? Интонации и жесты…»
Демидова оказалась по ту сторону текста и в прямом смысле.
Вопреки всем доводам, аргументам и опасениям актрисы - появились её книги.
«Важно найти тон, как и в актерской профессии. Я не очень нашла свою интонацию. Мои внутренние монологи происходят в той области, где нужны другие мозги и другой язык, а для бумаги у меня не хватает ни мозгов, ни языка, ни средств выражения, а просто рассказывать байки – это не мое. Тем не менее я согласилась».
Дебютировала Алла Демидова в 1980-м году с книгой «Вторая реальность». А в 1989-м написала о Высоцком, это было первое большое издание об этом артисте. Ведь когда-то не могли даже выпустить некролог в газете. Демидова впервые прервала это молчание. «Высоцкий. Каким помню и люблю» - так называется книга. Письменным словом она передает сценическую интонацию, многослойность мышления актера. Это прочувствованный, осмысленный, высказанный спектакль. Всего Алла Демидова создала восемь сочинений, и это отдельный род литературы. Она проводит собственные филологические изыскания.
Разгадывая «Поэму без героя» А. Ахматовой, буквально по крупицам вылавливала и переводила информацию, добытую на международных ахматовских симпозиумах, собирала воспоминания, письма.
В 2010 г. Алла Демидова была одним из основных слушателей Чеховского симпозиума. Литературный, аналитический дар, годами сформированная и редкая сейчас привычка думать, думать не так, как привычно, а иначе, выявить, рассмотреть-разгадать и предъявить зрителю, читателю, слушателю то, что волнует. Сама Алла Сергеевна уверена – это не дар. Это судьба, обязанность. Обязанность – быть Актрисой. Но она не может быть такой как все. Хотя бы просто потому, что это - не про нее – то, что она считает верным и точным определением своей профессии:
«У Василия Васильевича Розанова есть интересная запись: как-то раз он восхитился игрой одной актрисы, вошел к ней в гримерную и увидел, что там – Пустота. Этот философский образ очень точен».
Но в любом философски-точном правиле существуют свои исключения. Алла Демидова, которая не стремится никому понравиться – ни на сцене, ни в жизни. Дорожит своим правом выбора. Старается не идти ни на какие компромиссы с собой. И готова за это расплачиваться частым и осознанным одиночеством:
«Актера нельзя спрашивать, какой он человек. Актер не знает, какой он человек. Он выявляется только в ролях. Актер – это оболочка. Другое дело, что внутри должен быть стержень… Я принимаю правила игры, предложенные мне людьми и миром, как хамелеон, потому и живу в скиту. Чтобы особенно не хамелеонничать»…
Авторские книги:
- А.С. Демидова "Вторая реальность". М., 1980.
- А.С.Демидова "А скажите, Иннокентий Михайлович…" М., 1988.
- А.С.Демидова. "Бегущая строка памяти". М., 2000.
- А.С.Демидова. "В глубине зеркал". М, 2008.
- А.С.Демидова. "Ахматовские зеркала". М., 2010.
- А.С.Демидова. "Письма к Тому". М., 2010.
- А.С.Демидова . "Владимир Высоцкий. Каким помню и люблю". М., 2012.
- А.С.Демидова. "Зеркальный лабиринт". М., 2013.
- А.С.Демидова. "Ностальгия - это память". М., 2016.
- А.С.Демидова. "Всему на этом свете бывает конец...". М., 2018.
Награды:
- 1973 — «Заслуженный артист РСФСР»
- 1977 — «Государственная премия СССР» — За участие в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли»
- 1984 — «Народный артист РСФСР»
- 1993 — Премия имени К. С. Станиславского
- 1997 — Орден Дружбы
- 2001 — Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 2000 года
- 2002 — ОРКФ «Кинотавр» в Сочи
- 2004 — Премия «Ника»
- 2004 — Премия «Золотой Овен»
- 2004 — Премия Веры Холодной
- 2005 — РКФ «Литература и кино» в Гатчине
- 2006 — премия «Золотой орел»
- 2007 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени
- 2008 — Премия «Белый слон-2008»
- 2009 — Премия «Кумир» (2009) — «За высокое служение искусству»
- 2011 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени
- 2011 — Национальная премия «Россиянин года»
- 2013 — премия «Хрустальная Турандот»
- 2015 — премия «Фигаро»
- 2016 - Лауреат премии «Звезда Театрала» в самой почетной номинации «Легенда сцены» / "Театрал"
- 2018 - «Золотая маска» в номинации «лучшая драматическая актриса» за роль в спектакле «Ахматова. Поэма без героя»
- 2018 - Лауреат Платоновской премии в Воронеже "За бесстрашие и достоинство в искусстве"
- 2018 - Лауреат Премии Станиславского 2018 "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства России"