Авторские книги

В этом разделе представлена «другая ипостась» Аллы Демидовой – так она называет свое увлечение Словом созидаемым, сочиненным. На счету актрисы – девять книг. Начала писать она с детства. Привычка фиксировать, думать, анализировать пригодилась в голодную бытность студенткой Щукинского училища. Когда не хватало стипендии, Алла Демидова писала статьи, брала интервью для агентств, газет. А потом у издательства «Искусство» возникла идея выпустить серию «творческой лаборатории» — что-то подобное зафиксированным письменно мастер-классам.

Книги о разных профессиях-составляющих кино должны были написать А. Кончаловский, А. Тарковский и А. Демидова. Правда, после 1980 г., когда Тарковский уехал из СССР, «лабораторию» закрыли, а желание писать осталось. Так стали появляться книги: «Вторая реальность», написанная и изданная в 1980-м году. В ней актриса говорила о том, что волновало ее на тот момент больше всего: о своей профессии в узком, профессиональном плане – и в более широком, человеческом. Она размышляла о творчестве, его законах. После смерти В. Высоцкого в 1980 г. А. Демидовой, игравшей с актером во многих постановках, хорошо его знавшей предложили написать некролог о нем, а потом появилась и книга – первая о его работе в театре – «Высоцкий. Каким помню и люблю». Следующая работа – итог так и не состоявшегося сотрудничества А. Демидовой и И. Смоктуновского, это запись их разговоров. «А скажите, Иннокентий Михайлович, вы считаете себя гением?» — «Да, конечно!» — «Но как же можно так говорить?» — «А кто еще сыграл и Гамлета, и Иудушку Головлева, и Мышкина?…» Так появилась книга, которую А. Демидова так и назвала: «А скажите, Иннокентий Михайлович…». Среди написанного — биографическая проза – «Бегущая строка памяти», филологическое исследование ахматовской «Поэмы без героя» — «Ахматовские зеркала», размышления о профессии и воспоминания о тех, с кем сводила жизнь – «в Глубине зеркал» и «Зеркальный лабиринт», опубликованная переписка с профессором Гарвардского университета Томом Батлером «Письма к Тому». Сейчас Алла Демидова, оставленная один на один с листом чистой бумаги (она до сих пор предпочитает рукописи компьютерным текстам), чувствует себя вполне комфортно. А свою правду, свою историю, свое желание попробовать себя как можно в большей творческой амплитуде, и только после этого сделать свой выбор — умещает в нескольких словах:

«Когда человек к себе прислушивается, он всегда поймет, что нужно делать».