Авторские книги
В этом разделе представлена «другая ипостась» Аллы Демидовой – так она называет свое увлечение Словом созидаемым, сочиненным. На счету актрисы – девять книг. Начала писать она с детства. Привычка фиксировать, думать, анализировать пригодилась в голодную бытность студенткой Щукинского училища. Когда не хватало стипендии, Алла Демидова писала статьи, брала интервью для агентств, газет. А потом у издательства «Искусство» возникла идея выпустить серию «творческой лаборатории» — что-то подобное зафиксированным письменно мастер-классам.
Книги о разных профессиях-составляющих кино должны были написать А. Кончаловский, А. Тарковский и А. Демидова. Правда, после 1980 г., когда Тарковский уехал из СССР, «лабораторию» закрыли, а желание писать осталось. Так стали появляться книги: «Вторая реальность», написанная и изданная в 1980-м году. В ней актриса говорила о том, что волновало ее на тот момент больше всего: о своей профессии в узком, профессиональном плане – и в более широком, человеческом. Она размышляла о творчестве, его законах. После смерти В. Высоцкого в 1980 г. А. Демидовой, игравшей с актером во многих постановках, хорошо его знавшей предложили написать некролог о нем, а потом появилась и книга – первая о его работе в театре – «Высоцкий. Каким помню и люблю». Следующая работа – итог так и не состоявшегося сотрудничества А. Демидовой и И. Смоктуновского, это запись их разговоров. «А скажите, Иннокентий Михайлович, вы считаете себя гением?» — «Да, конечно!» — «Но как же можно так говорить?» — «А кто еще сыграл и Гамлета, и Иудушку Головлева, и Мышкина?…» Так появилась книга, которую А. Демидова так и назвала: «А скажите, Иннокентий Михайлович…». Среди написанного — биографическая проза – «Бегущая строка памяти», филологическое исследование ахматовской «Поэмы без героя» — «Ахматовские зеркала», размышления о профессии и воспоминания о тех, с кем сводила жизнь – «в Глубине зеркал» и «Зеркальный лабиринт», опубликованная переписка с профессором Гарвардского университета Томом Батлером «Письма к Тому». Сейчас Алла Демидова, оставленная один на один с листом чистой бумаги (она до сих пор предпочитает рукописи компьютерным текстам), чувствует себя вполне комфортно. А свою правду, свою историю, свое желание попробовать себя как можно в большей творческой амплитуде, и только после этого сделать свой выбор — умещает в нескольких словах:
«Когда человек к себе прислушивается, он всегда поймет, что нужно делать».
Из книги "Зеркальный лабиринт"
...Судьба подарила мне встречи со многими людьми, но моя эгоистическая память фиксировала только то, что касалось меня. Обычно осуждают людей, которые пишут «я и ...». А как же по-другому? Ведь это я пишу, потому — «я и имярек». Театровед или литературовед восстанавливает портрет человека, даже и не зная его близко. Но это совсем другое. А когда ты хорошо знаешь человека, он поворачивается к тебе только той стороной, которой хочет повернуться. Например, Высоцкий был очень многогранен, а ко мне всегда поворачивался одной и той же стороной. Я видела и другие его стороны, но ко мне они отношения не имели. Поэтому некоторые мои воспоминания кажутся однобокими и короткими. Я ведь специально не рисую многогранник, я показываю только одну сторону — «я и ...».
Алла Демидова.