Театр поэзии Аллы Демидовой


Мы сегодня будем с вами вспоминать стихи-романсы, иногда известные, иногда малоизвестные. Дело в том, что слово «романс» – пришло к нам из Испании. В России с XVIII века и в начале XIX века – это были французские переводы на российский манер, и поэтому они назывались «российские песни». Потом приходит жанр русской песни, песни-романсы, которые сначала были ориентированы на фольклорную традицию, а потом стали писаться стихи, и для них отдельная музыка.

Основателем фольклорного направления был Мерзляков. Помните – «Среди долины ровныя»? И он же начал традицию русской песни. Высшего расцвета жанр русской песни достиг у поэта Кольцова – «На заре туманной юности», «Ах ты, степь моя», или «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан», и так далее, и так далее. Аккомпанировали или на флейте, или на гуслях, потом уже появилась гитара, появился, так называемый «бытовой романс». И до Пушкина стали писать стихи, называя их «романсами» или «песнями», хотя иногда они так и оставались стихами. Почти вся лирика Пушкина была положена на музыку.

А.С.Пушкин «Желание»

Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в унылом сердце множит
Все горести несчастливой любви
И все мечты безумия тревожит.
Но я молчу; не слышен ропот мой;
Я слезы лью; мне слезы утешенье;
Моя душа, плененная тоской,
В них горькое находит наслажденье.
О жизни час! лети, не жаль тебя,
Исчезни в тьме, пустое привиденье;
Мне дорого любви моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!