Мы как-то с вами говорили о театре абсурда, об особом типе художественного мышления. И вот этот тип художественного мышления, который объединял поэтов, художников возник в основном в 20-х годах прошлого столетия. Возникла группа обэриутов. И мы вспоминали Хармса, мы вспоминали молодого Заболоцкого. А сегодня хочу вспомнить Николая Макаровича Олейникова. Прекрасного поэта. Он несколько отличается от группы обэриутов. Олейников скорее продолжил мягкую такую иронию Саши Черного.
Родился он в 1898 году, в конце века. В 1937 году был арестован. А погиб, как говорят, в 1942 году, потому что неизвестно. Дата смерти неизвестна. Чем он отличался? Не только своей иронией, он пытался взглянуть на мир глазами не человека, а других существ. Например, насекомых или просто от имени какой-нибудь вещи. Однажды удалось сфотографировать глаз рыбы. И на снимке было видно, как в этом глазу отразился железнодорожный мост и даже некоторые детали пейзажа. Правда, оптический взгляд рыбы отразил это все в каком-то невероятно искаженном виде. Я не думаю ,что Олейников видел эту фотографию, но этот взгляд немного искаженный на мир, скажем, с точки зрения насекомых с наливными рюмочками глаз, или глазами той же рыбы. Сама это мысль представляется ему чистейшим безумием или кошмаром. Во всяком случае, чудовищным искажением реальности. Но, тем не менее, Олейников продолжает этот свой путь. Например: Таракан, довольно-таки длинное это его стихотворение, но совершенно прелестное. Послушайте:
Таракан сидит в стакане.
Ножку рыжую сосет.
Он попался Он в капкане
И теперь он казни ждет
Он печальными глазами
На диван бросает взгляд,
Где с ножами, с топорами
Вивисекторы сидят
У стола лекпом хлопочет,
Инструменты протирая,
И под нос себе бормочет
Песню «Тройка удалая».
Трудно думать обезьяне,
Мыслей нет - она поет.
Таракан сидит в стакане,
Ножку рыжую сосет
Таракан к стеклу прижался
И глядит, едва дыша...
Он бы смерти не боялся,
Если б знал, что есть душа.
Но наука доказала,
Что душа не существует,
Что печенка, кости, сало -
Вот что душу образует
Театр поэзии Аллы Демидовой