Эпизод: «Бросьте ж, бросьте утешенья...»

Video Player is loading.
Current Time 0:00
Duration -:-
Loaded: 0%
Stream Type LIVE
Remaining Time 0:00
 
1x
    • Chapters
    • descriptions off, selected
    • subtitles off, selected

      Спектакль Юрия Любимова «Электра». Алла Демидова в роли Электры.

      Московский театр на Таганке 1992 год.

      Лев Аннинский:

      В кроваво-чёрном беспределе сталкиваются два женских остервенения — великолепный актерский дуэт Аллы Демидовой и Екатерины Васильевой. Кто там перед кем виноват, кто ударил первым, кто ответил, кто кому должен: Электра Клитемнестре или Клитемнестра Электре, дочь матери или мать дочери, — не разберешь. Как всегда в таких случаях, начинается все с какого-нибудь пустячка… кто-то на охоте вспугнул оленя… сказал неосторожное слово… «боги обиделись», и теперь люди крошат и крушат друг друга, и эту «разборку» не остановить. Страшно? Страшно. Прекрасно? И прекрасно. В этом — вызывающий, будоражащий смысл любимовского зрелища. Спектакль ясного, чистого стиля — вызов современному кичу, балагану, обнажению приема, переходящему в обнажение тел и душ и далее в заголение всего и вся. Спектакль крупных и цельных характеров — вызов современной «осколочности», бесшабашному весёлому скепсису. Спектакль мрачной серьёзности — вызов современной царящей на сцене лукавой придури. Так что любимовский спектакль не современен по интонации. Он из нашей пестрой гласности выпадает. Его красно-черная гамма и логика крупностей напоминают скорее начало двадцатых годов. А может быть, это моё субъективное восприятие: сквозь одержимость Электры так и сквозит одержимость Спиридоновой. И когда недрогнувший Орест, вдохновляемый сестрой, идет убивать; мстя за отца, тоже должен будет убить мать-королеву и отчима-короля, — и он дрогнет, и станет мучиться, и в самом своем праве БЫТЬ усомнится… О, господи, ведь это же ещё двадцать веков должно пройти от Софокла до Шекспира, пока человечество домучается до этого сомнения. .. И что же потом? Ничего. Всё та же дверь, колесующая людей.

      Бросьте ж, бросьте утешенья:

      Бед моих стянулся узел,

      Нет избавленья от горя мне лютого,

      Нет слезам моим конца!

      Знает ли меру беда беспросветная?

      Дело ли чести – измена умершему?

      Где среди смертных обычай такой?

      Пусть позор меня покроет,

      Если я, в утешной доле

      Беззаботно процветая,

      Долг родителю воздать

      Позабуду, и повиснут

      Крылья вопля моего!

      Дланью врагов своих

      В прах обращен, в ничто,

      Спит в могиле он,

      А убийц чета

      Мзды не знает за кровь его.

      Где ж быть тут страху,

      Где быть стыду в жалком роде смертных?