Театр поэзии Аллы Демидовой


Мы с вами говорили, и я вам читала стихи Серебряного века. Но серебряный век - явление многообразное. Там были и символисты, и акмеисты, и футуристы, и эгофутуристы, и ничевоки, и так далее.
Об акмеизме мы с вами говорили, и я вам читала и Ахматову, и Гумилева, и Мандельштама. А сегодня я хочу вспомнить, может быть, немного забытых поэтов левого крыла акмеизма - Нарбута, Зенкевича, Адамовича.
Я вам хочу напомнить, что акмеизм, в принципе, возник как борьба с символизмом. Историческая дата у акмеистов - осень 1911 года, когда на собрании была изложена декларация «Акмеизм и адамизм». Первую часть изложил Гумилев. Акмеизм от греческого слова «акме» – пик, зрелость, высшая ступень творчества, может быть. А вторую часть - «адамизм», выразил Городецкий. Адамизм - это всему сущему давать новые имена. Их вначале было шесть, основных поэтов: Гумилев, Городецкий, Ахматова, Мандельштам, Зенкевич и Нарбут. Владимир Иванович Нарубт - поэт яркий, самобытный. Его явление было в начале 1910-х годов, и оно было в полном соответствии с эстетикой акмеизма, поэтому он и примкнул к ним. Нарбут родился в 1888 году на хуторе Нарбутовка Черниговской губернии. И это южное восприятие природы, такой немножко чернозем, вначале особенно было в стихах у Владимира Нарбута:

Например, раннее «Плавни»:


Камыш крупитчато кистится, зерно султаны клонит вниз
И водяной лопух куститься над топью обводя карниз.
А за карнизом ноздреватым буреют шапки кочек вдаль
Волнением шероховатым дробиться плоско речки сталь,
Поет стоячее болото, а не замлевшая река,
Старинной красной позолотой покрыла ржавчина слегка.
Его. И легок длинноногий бег паука на зыби вод,
Плывут зеленые дороги, кровь никуда не уплывет.
И плавни мягкими коврами в багрянце стынут и горят
Как будто в допотопной раме убийц проходит смутный ряд.


Это 1909 год. Немножко наивные стихи, но прелестные, потому что очень первозданные по ощущению природы.