Театр поэзии Аллы Демидовой


Мы сегодня опять вернемся к стихам Бориса Поплавского, которые я вам уже читала и о нем говорила. Это поэт эмиграции, конца 1920-х годов, жил в Париже. Умер он в 1935 году, но архив его был потерян и найден у Татищевых.
Дело в том, что Николай Татищев был его другом при жизни. У Николая Татищева было два сына, и у сыновей были и найдены эти листки Поплавского. Считалось, что все практически стихи потеряны. И пока разбирался архив, пока он печатался на Западе. Наконец, и до нас все это дошло, и вышел трехтомник. Его проза изумительная, его дневники, записки какие-то интересные, письма, и конечно, стихи. А стихи, он их хотел разбить на ряд периодов, и названия уже придумал. Первый - это «В венке из воска» - это стихи 1922-1924 годов. Потом «Дирижабль неизвестного направления», такой должен быть сборник, где были стихи следующего 1925-1926 года. А все-таки вышел при жизни один маленький сборник «Флаги». Он вышел в 1931 году, и там стихи 1928-1929 годы. Надо вам сказать, что этот сборник, сейчас они уже практически все напечатаны, мне нравится больше всего. Потом следующий период 1930-е годы «Снежный час» - это более абстрактные стихи, навеянные его снами и одиночеством. А последний сборник «Над солнечною музыкой воды» - он должен был быть посвящен Наташе Столяровой. Это его невеста, с которой он познакомился в 1931 году и на которой собирался жениться, собственно они даже и жили вместе последние годы. Но она в 1934 году уехала в Россию, к своему отцу, просто на время, навестить его. И как вы понимаете, была сразу же там арестована и пропала в ГУЛАГЕ, хотя жила долго до 1980 года, но где, как, пока неизвестно.

И потом, еще так называемые «автоматические стихи» - это вообще придуманные Поплавским, скорее влияние Фрейда. Когда Фрейд писал, что главное это наше бессознательное, то, что за сознанием, то, что за чувством. И вот Борис Поплавский откликнулся на это. И его бессознательные, в основном, короткие стихи. Не то, что они не имеют содержания, они все равно музыкальны у него. Я почитаю вам стихи, а потом мы еще раз поговорим. Вот в «Венке из воска», как бы из первого его сборника.

Я прохожу. Тщеславен я и сир,
Как нищие на набережной с чашкой.
Стоит городовой, как кирасир,
Что норовит врага ударить шашкой.
И я хотел спросить его: увы,
Что сделал я на небольшом пути,
Но, снявши шляпу скромно с головы,
Сказал я: «Как мне до дворца пройти?»
И он взмахнул по воздуху плащом,
Так поднимает поп епатрахиль,
Сказал: «Направо и чрез мост потом».
Как будто отпустил мои грехи.
И стало мне легко от этих слов,
И понял я: городовой, дитя,
Не знает, нет моста к созданью снов,
Поэту достижимому хотя.