Театр поэзии Аллы Демидовой


Я сегодня хочу поговорить о Театре абсурда. О поэтическом Театре абсурда. Считается, что основоположниками Театр абсурда были Сэмюэл Беккет, Эжен Ионеско, но все забывают о наших русских поэтах-обэриутах – о Данииле Хармсе, Александре Введенском, Николае Заболоцком, раннем, Константине Вагинове, и так далее. Вот об этих поэтах, об этом времени 1920-х годов мне и хочется сейчас поговорить. Дело в том, что Беккет в свое время где-то сказал, что в России не может быть абсурдисских стихов Театра абсурда , потому что сама страна, сама жизнь там абсурдна. Так вот, если перевернуть его высказывание, то можно сказать, что появились абсурдисские стихи, потому что сама жизнь абсурдна, поэтому и появились стихи. После стихов Серебряного века, после стихов Ахматовой, Блока, Кузмина надо было писать совершенно по-другому, возникла другая, трудная, сумасшедшая жизнь, которой никто до этого не знал, поэтому эти стихи, которые были раньше – «О, это только сон», или «Гори, гори моя звезда», «Хризантемы в саду» и так далее... Требовалась другая муза. И возник, например, персонаж у Зощенко. У Михаила Зощенко есть рассказ «Дама с цветами». Название – вполне стихотворение Серебряного века. Это была поэтическая особа, способная целый день нюхать цветы и настурции или сидеть на бережку и глядеть в даль, как будто там что-нибудь имеется определенное – фрукты или ливерная колбаса. И это соединение фрукты или ливерная колбаса нам сразу перевертывает весь мир, все представление об этом мире и о поэзии. Это очень хорошо почувствовали обэриуты. Некоторый утилитарный взгляд на жизнь и соответственно поэзию. Казалось бы, у раннего Заболоцкого есть стихотворение «Вопросы к морю». Море – это всегда поэзия у Пушкина и стихия, и так далее, и так далее. А у Заболоцкого:

Хочу у моря я спросить,
Для чего оно кипит?
Пук травы зачем висит,
Между волн его сокрыт?
Это множество воды
Очень дух смущает мой.
Лучше б выросли сады
Там, где слышен моря вой.
Лучше б тут стояли хаты
И полезные растенья,
Звери бегали рогаты
Для крестьян увеселенья.
Лучше бы руду копать
Там, где моря видим гладь,
Сани делать, башни строить,
Волка пулей беспокоить,
Разводить медикаменты,
Кукурузу молотить,
Деве розовые ленты
В виде опыта дарить.
В хороводе бы скакать,
Змея под вечер пускать
И дневные впечатленья

В свою книжечку писать.